В. З. Демьянков, Е. С. Кубрякова

Когнитивная лингвистика

This page copyright © 1996 V.Dem'jankov, E.S.Kubryakova

http://www.infolex.ru

Электронная версия статьи:

Демьянков В. З., Кубрякова Е. С. Когнитивная лингвистика // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. – КСКТ, с.53–55.


-53-

Когнитивная лингвистика (cognitive linguistics; kognitive

Lingustik; linguistique cognitive) - лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент – система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации. Эта система, в противоположность другим семиотическим инструментам человека, одновременно является объектом и внешним, и внутренним для субъекта, конституированным независимо от него и подлежащим усвоению в онтогенезе. Такая двойственность языка отличает язык от остальных когнитивных видов деятельности [Caron 1983: 17-18]. В механизмах языка существенны не только мыслительные структуры сами по себе, но и материальное воплощение этих структур в виде знаков со своими «телами» [Armstrong, Stokoe, Wilcox 1995: 34].

В сферу К.Л. входят «ментальные» основы понимания и продуцирования речи, при которых языковое знание участвует в переработке информации. Результаты исследований в области К.Л. дают ключ к раскрытию механизмов человеческой когниции в целом [Deane 1992: 1], особенно механизмов категоризации и концептуализации [M.B.Smith 1993: 531]. Поскольку в К.Л. на явления языка, особенно на значение и референцию, смотрят через призму когниции человека [J.v.Benthem 1991: 25], лексическая структура языка трактуется как результат взаимодействи когниции человека с семантическими параметрами, присущими данному языку [Senft 1994: 414], ср. [D.Dobrovol'skij 1995: 9], см. параметризаци языка.

В отличие от остальных дисциплин когнитивного цикла, в К.Л. рассматриваются когнитивные структуры и процессы, свойственные человеку как homo loquens: системное описание и объяснение механизмов человеческого усвоения языка и принципы структурирования этих механизмов [Felix, Kanngiesser, Rickheit 1990, c.1-2]. Ментальные процессы не только базируются на репрезентациях, но и соответствуют определенным процедурам – «когнитивным вычислениям» [Eschenbach et al. 1990: 37-38; Демьянков 1989], что ведет к постановке вопросов о числе и типе операций, совершаемых над символами.

Центральная задача К.Л. состоит в описании и объяснении языковой способности и/или знаний языка как внутренней когнитивной структуры и динамики говорящего-слушающего, рассматриваемого как система переработки информации, состоящая из конечного числа самостоятельных модулей [Wunderlich, Kaufmann 1990: 223] и соотносящая языковую информацию на различных уровнях [В.З.Демьянков 1994].

Существуя как новая область теоретической и прикладной лингвистики, К.Л. оказывается связанной с изучением когниции в ее лингвистических аспектах и проявлениях, с одной стороны, и с исследованием когнитивных аспектов самих лексических, грамматических

-54-

и пр. явлений, с другой. В этом смысле она занимается как репрезентацией собственно языковых знаний в голове человека и соприкасается с когнитивной психологией в анализе таких феноменов, как словесна или вербальная память, внутренний лексикон, а также в анализе порождения, восприятия и понимания речи, так и тем, как и в каком виде вербализуются формируемые человеком структуры знания, а, следовательно, К.Л. вторгается в сложнейшую область исследования, связанную с описанием мира и созданием средств такого описания. См. [Кубрякова 1992; Кубрякова 1994].

Начало К.Л. приходится на 80-е гг. и иногда его связывают с симпозиуме в Дуйсбурге, организованном Рене Дирвеном в 1989 г., и созданием Международной когнитивной лингвистической ассоциации, участвующей ныне в выпуске специальных изданий по К.Л. Ее возникновение было вызывано новым пониманием языка и подчеркиванием в нем (в тесной связи с идеями когнитивной науки) его психического, ментального аспекта. Определение языка как явление когнитивного или когнитивно-процессуального, акцент на том, что язык передает информацию о мире [Soames 1988: 185, 202], что он многосторонне связан с обработкой этой информации [Schwarz 1992], что он имеет прямое отношение к построению, организации и усовершенствованию информации и способов ее представления [Павилёнис 1983: 28], что он, наконец, обеспечивает протекание коммуникативных процессов, в ходе которых передаютс огромные пласты знаний и используются – не менее значительные и сложные [Rickheit, Strohner 1993] – все это придало новое направление лингвистическим исследованиям; ср. [Nuyts 1992].

Хотя область К.Л. еще окончательно не сложилась – ср. [Schwarz 1992: 37], уже сегодня в ней выделились, с одной стороны, многочисленные течения, характеризующиеся своей общей когнитивной организацией (ср. [Герасимов 1985]) и димонстрирующие проекты разных типов когнитивных грамматик, когнитивных исследований дискурса, когнитивных лексикологий и т.п. С другой стороны, в активно разрабатываемой области семантики предлагаются разные варианты когнитивных ее версий – прототипическая семантика, концептуальная семантика, фреймовая семантика и др. могут считаться ее интересными разновидностями; ср. [Демьянков 1992, 1994; Харитончик 1992; Беляевская 1994 и др.]. Наконец, можно выделить целый цикл лингвистических проблем, получающих новое освещение и новое решение в силу их освещения с когнитивной точки зрения. Это прежде всего проблемы категоризации и концептуализации, рассматриваемые в многочисленных публикациях (см.); проблемы языковой картины мира; проблемы соотнесения языковых структур с когнитивными; проблемы частей речи и т.п. – все то, с чем связано освещение ментальных репрезентаций и их языковых «привязок» (коррелятивных им языковых форм). Важно также отметить, что поскольку репрезентации обычно считаются единицами

-55-

символическими (стоящими взамен чего-то другого), когнитивна лингвистика имеет немало точек соприкосновения с семиотикой, а часть возникающих в этой связи пробле (иконичности и индексальности знаков, соотношения тел знаков с теми концептами, передаче которых эти тела служат, различий в типах знаков, зависящих от их протяженности и уровня и т.п.) затрагивают интересы обеих наук и могут быть решены лишь на их стыке; ср. также [Jorna 1990].

О разграничении областей когнитивной психологии и когнитивной лингвистики см. также, помимо указанного выше, и в статье о К.Л. [Katz 1984]; учитывая и то, что если К.П. занимается всеми когнитивными способностями человека и их взаимодействием, а К.Л. – только такой когнитивной способностью, как язык, последняя все равно связана с К.Л., описывающей интеракцию разных когнитивных способностей в разных типах деятельности человека ( прежде всего – в коммуникативной).

Литература:

Беляевская Е.Г. 1994- Когнитивные основания изучени семантики слова // Структуры представления знаний в языке. – М., 1994. С.87-110.

Герасимов В.И. 1985 – К становлению когнитивной грамматики // Современные зарубежные грамматические теории. – М., 1985. – С.419-442.

Демьянков В.З. 1989 – Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ. – М.: Изд-во Моск. ун- та, 1989. – 172 с.

Демьянков В.З. 1992 – Когнитивизм, когниция, язык и лингвистическая теория // Язык и структуры представления знаний. – М., 1992. – С.39-77.

Демьянков В.З. 1994 – Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода //ВЯ, 1994, N 4, с.17-33.

Кубрякова Е.С. 1992 – Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем // Язык и структуры представления знаний. – М., 1992. – С.4-38.

Кубрякова Е.С. 1994 – Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Изв. АН. Серия литературы и языка. – М., 1994. – Т.53, № 2. – С.3-15.

Кубрякова Е.С. 1994 – Начальные этапы становлени когнитивизма. Лингвистика – психология – когнитивная наука // Вопр. языкознания. – М., 1994. – № 4. – С.34-37.

Павилёнис Р.И.1983 – Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. – М., 1983.

Харитончик З.А. 1992 – Способы концептуальной организации знаний в лексике языка // Язык и структуры представлени знаний. – М., 1992. – С.98-123.

Armstrong D.F., Stokoe W.C., Wilcox Sh.E. 1995 – Gesture and the nature of language. – Cambr.: Cambr UP, 1995. – x, 260 p.

Benthem J.v. 1991 – Linguistic universals in logical semantics // Semantic universals and universal semantics. – B.; N.Y.: Foris, 1991. P.17-36.

Caron J. 1983 – Les régularions du discours: Psycholonguistique et pragmatique du langage. – P.: PUF, 1983. – 255 p.

Deane P.D. 1992 – Grammar in mind and brain: Explorations in cognitive syntax. – B.; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1992. – x, 355 p.

Dobrovol'skij D. 1995 – Kognitive Aspekte der Idiom- Semantik: Studien zum Thesaurus deutscher Idiome. – T.: Narr, 1995. – 272 S.

Eschenbach C. et al. 1990 – Restriktionen für plurale Diskursanaphern / Eschenbach C., Habel Ch., Herweg M., Rehkämper K. // Sprache und Wissen: Studien zur Kognitiven Linguistik. – Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990. S.37-69.

Felix S.W., Kanngiesser S., Rickheit G. 1990 – Vorwort // Sprache und Wissen: Studien zur Kognitiven Linguistik. – Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990. S.1-3.

Jorna R.J. 1990 – Wissensrepräsentation in Künstlichen Intelligenzen. Zeichentheorie und Kognitionsforschung // Zeitschrift für Semiotik. – 1990. – Bd.12. – H.1-2. – S.9-23.

Katz J.J.1984 – An outline of Platonist grammar // Talking minds: The study of language in cognitive science. – Cambridge (Mass.), 1984. – P.17-48.

Nuyts J. 1992 – Aspects of a cognitive-pragmatic theory of language. On cognition, functionalism and grammar. – Amsterdam, 1992.

Rickheit G., Strohner H. 1993 – Grundlagen der Kognitiven Sprachverarbeitung, Modelle, Methoden, Ergebnisse. – Tübingen, 1993.

Schwarz M. 1992 – Einführung in die Kognitive Linguistik. – Tübingen, 1992.

Senft G. 1994 – Ein Vorschlag, wie man standardisiert Daten zum Thema "Sprache, Kognition und Konzepte des Raumes" in verschiedenen Kulturen erheben kann /ŁB 1994, Bd. 154. S.413-428.

Smith M.B. 1993 – Cases as conceptual categories: Evidence from German // Conceptualizations and mental processing in language. – B.; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1993. P.531-565.

Soames S. 1988 – Semantics and semantic competence // Cognition and representation. – Boulder (Colorado), 1988. – P.185-207.

Wunderlich D., Kaufmann I. 1990 – Lokale Verben und Präpositionen – semantische und konzeptuelle Aspekte // Sprache und Wissen: Studien zur Kognitiven Linguistik. – Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990. S.223-252.

В.Д., Е.К.